• ул. Кубанская Набережная, 23
  • +7( 918) 990-83-33
  • время работы с 10:00 до 19:00 без выходных
Заказать обратный звонок

Виды мошенничества на предприятии

Мошенничество в компании – это труднопрогнозируемый риск. Зачастую от него очень сложно застраховаться. При этом чем предприятие становится больше, тем больше увеличивается доля мошенничества в нем. В маленьких компаниях случаи мошенничества выявляются быстрее.

Как правило у мошенничеств в компании не много новых путей. На разных предприятиях работают одинаковые, накатанные и опробованные схемы. Алгоритм меняется редко, только если меняется и схема работы компании.

Итак, классические, самые распространенные виды мошенничества на предприятиях следующие:

1. Система откатов

Результаты исследования HeadHunter показали, что каждый третий сотрудник продающей компании готов взять откат, если ему предложат. Похожая ситуация наблюдается в автомобильном бизнесе и касается всего административного персонала.

Система откатов действует следующим образом. Контрагент и менеджер договариваются о том, что некоторый процент от сделки менеджер получает лично в руки, после чего менеджер искусственно завышает стоимость сделки. Таким образом, фактически откат платит само предприятие, на котором работает менеджер. Менеджера и контрагента сложно уличить в мошенничестве, потому что они действуют в личной связке. Любые вопросы контрагент будет гневно отвергать.

Однако, способы борьбы с этим видом мошенничества есть. Это автоматический мониторинг корреспонденции компании по ключевым словам: «откат», «взятка», «вознаграждение» и др. Полезно также будет следить за коммуникацией внутри компании. Если сотрудники, никак не связанные по рабочим задачам, регулярно ведут переписку, то руководителю стоит насторожиться и провести проверку.

мошенничество

2. Разглашение конфиденциальной информации

Сценарий слива тайн предприятия довольно прост: сотрудник берет файл с рабочего стола или скачивает его из рабочей программы, а затем отправляет себе же по электронной почте, через соц. сети, мессенджеры или перебрасывает на флешку. Могут использоваться различные файлообменники и другие средства передачи информации.

А вот цели использования коммерческой тайны различаются от случая к случаю. Сотрудник может передать документы конкурентам, в проверяющие органы или забрать с собой при увольнении. Чаще всего мошенниками являются те сотрудники, на которых вы бы никогда не подумали. Они лояльно относятся к руководителям, вовремя завершают задачи, и в принципе не привлекают внимания.

Чтобы предотвратить утечку конфиденциальной информации, нужно определить какие именно документы содержат коммерческую, налоговую или банковскую тайну. К примеру, базы клиентов, технология производства, налоговые или финансовые отчеты и т.д. Из общего списка таких документов нужно выделить наиболее уязвимые. Затем через специальную программу при скачивании таких фалов будет приходить уведомление службе безопасности. Дополнительно нужно следить, чтобы люди, которым по работе не нужно пользоваться конфиденциальной информацией, не имели к ней доступа, при переводе сотрудников из отдела в отдел регулировать их права.

3. Фальсификация документов

Такой вид мошенничества часто наблюдается в компаниях, которые выплачивают бонусы и премии сотрудникам за эффективность их работы. Поэтому, чтобы получить бонус или премию, сотрудники подделывают отчеты, исправляют показатели аналитики и др.

Обычно простой человек в потоке цифр не замечает следы постороннего вмешательства. Но специалисту, а тем более автоматизированной программе, несложно заметить разницу в показателях. Регулярные отчеты в фиксированной форме (например, через мобильное приложение), проверка их специалистом или программой – все это дает гарантию не только обнаружения фальсификации документов, но и предупреждает повторные случаи. Ведь мошенниками становятся те, кто знает, что его действия останутся незамеченными и, следовательно, безнаказанными.

4. Бизнес на рабочем месте

Зачастую сотрудники работают сразу на две компании: вашу и свою, открытую прямо у вас «под носом». Такая «дочерняя» компания, о которой вы не имеете понятия, может пользоваться вашей базой клиентов или прямо переманивать заказчиков. Также бывают случаи мошенничества, когда сотрудник создает свою компанию по оказанию услуг, требующихся вашему предприятию. Т.е. он выполняет эти услуги и получает за них оплату + заработную плату за время, проведенное на работе.

Такой вид мошенничества наблюдается в филиалах, предприятиях, которые не находятся в постоянной видимости головного офиса. Основной показатель наличия своего бизнеса – снижение эффективности работы. Если вы заметите, что какой-то сотрудник давно уже не выполняет план, стоит применить контроль отклонений и анализ рисков, а также проанализировать его поведение на работе. Если сотрудник большую часть времени сидит в Интернете, переписывается в мессенджерах, по электронной почте, регулярно посещает конкретные ресурсы, это должно вызвать подозрение у руководства.

мошенничество

В качестве резюме

Наличие внутреннего мошенничества – это серьезный показатель для проверки всей системы экономической безопасности предприятия. В компании, где ведется активный анализ всех рабочих процессов, мошенничество отсутствует. А вот организации, контроль в которых существует только на этапе оформления отчетов за месяц, рискуют быть обманутыми со стороны своих же сотрудников.