• ул. Кубанская Набережная, 23
  • +7( 918) 990-83-33
  • время работы с 10:00 до 19:00 без выходных
Заказать обратный звонок

Знай своего клиента – новый сервис для проверки бизнеса

Каждая без исключения компания желает сотрудничать только с проверенными, надежными и перспективными партнерами. Чтобы максимально уменьшить вероятность столкновения с недобросовестными организациями и индивидуальными предпринимателям, в начале октября 2024 года Центральный Банк РФ запустил новый сервис на платформе «Знай своего клиента».

Посредством указанного инструмента бизнесмены получат возможность выяснить, является ли конкретная фирма предприятием с высоким уровнем риска проведения подозрительных операций. Данный критерий позволяет оценить как собственную, так и стороннюю деятельность.

Сведения, предоставленные сервисом, кредитно-финансовые учреждения смогут использовать в целях осуществления процедур «противолегализационного контроля». Работа платформы направлена на обеспечение информацией о 7,5 миллионах юридических лиц и ИП. Оценка физических лиц не производится.

Сервис «Знай своего клиента» действует на базе принципа работы светофора. Зеленый цвет означает низкую группу риска, к которой относятся порядка 96,8% клиентов, желтый – среднюю (1,9%) и красный – высокую (1,3%).

Сведения об уровнях риска Банк России направляет прямо в банки. После того, как кредитное учреждение примет соответствующие данные от ЦБ РФ, оно назначает клиенту определенную Центробанком степень риска. Следует отметить, что у каждого банка имеется возможность защитить клиента, разъяснив свою позицию регулятору.

В пилотном режиме проект запустили еще в конце 2021 года. Внесенные изменения заинтересовали всех наиболее крупных банков в государстве. Основным документом, регламентирующим права и возможности кредитной организации, считается Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ.

Важный момент: каждая кредитная организация самостоятельно принимает решение о том, будет ли она участвовать в проекте «Знай своего клиента» или нет. В том случае, если банк отказывается применять в работе рассматриваемый сервис, он продолжает выполнять оценку степени риска клиентов согласно актуальным правилам внутреннего контроля.

Как уже было отмечено выше, большая часть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствует низкой группе риска. Банки, в свою очередь, не имеют права отказать «зеленым» клиентам в осуществлении платежа.

Решение о рискованном сотрудничестве с клиентом, относящимся к желтой группе, принимает обслуживающий его банк. В частности, у кредитной организации сохраняется право на отказ в реализации платежа.

Закон налагает значительные ограничения на взаимодействие банков с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимся к красной группе риска. Эти клиенты не будут иметь право на снятие наличных средств со счета, вклада или депозита, на перевод денег посредством интернет-банка (в том числе через систему мгновенных переводов) и на получение остатка в случае расторжения договора.

К допустимым операциям относятся:

  • оплата налогов, алиментов, таможенных платежей и страховых взносов;
  • выплата заработной платы сотрудникам, которая начислена до получения статуса высокого риска в случае, если объем выплат работникам соответствует ФОТ за прошлый месяц;
  • снятие 30 тысяч рублей в течение месяца на жизненные нужды;
  • оплата банковских услуг.

Банку необходимо уведомить клиента о присвоении высокого уровня риска и сообщить о применяемых мерах по отношению к последнему. У клиента, в свою очередь, есть право оспаривания обозначенного риска, посредством обращения в МВК, а позже – в органы суда.

Если процесс оспаривания решения не закончился успешно, или клиент отказался от такого действия, то организация либо ИП будут исключены из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на основе требования Банка России в принудительном порядке.