• ул. Кубанская Набережная, 23
  • +7( 918) 990-83-33
  • время работы с 10:00 до 19:00 без выходных
Заказать обратный звонок

Арбитражные суды начали взыскивать убытки бизнесу с наследников гендиректоров

Арбитражный суд может взыскать ущерб, нанесенный главой компании при жизни, с его наследников.

Правоприменительная практика показывает, что к убыткам относится не только финансовый ущерб, понесенный из-за невыгодных заключенных сделок, но и налоговые правонарушения, из-за которых фирма должна была нести ответственность в виде пеней и штрафов. Также убытком можно признать необоснованный подъем зарплаты, необоснованное назначение премий, матпомощи или других выплат.

При таких обстоятельствах, родители-начальники – неожиданное финансовое обязательство для их детей. Правоприменительная практика показывает, что наследники оказываются обязанными расплатиться за экономические ошибки своих наследодателей: присвоение средств компании, невыплату налогов и мн. др.

В настоящих действующих гражданских законах нет ни слова о том, как должны возмещаться убытки юридических лиц, если умер человек, которых их причинил. До 2019 года негласно было принято, что после смерти гендиректора весь ущерб, который он нанес, никем не компенсируется.

До этого же времени суд придерживался позиции, что обязательства наследодателя-главы компании по компенсации ущерба, нанесенного его действиями, неразрывно связаны с ним как личностью, физическим лицом. Поэтому такие долги не наследовались, как и долги в виде алиментов, права и обязанности, появившиеся в результате заключения договора безвозмездного пользования, поручения, комиссионного договора или агентского соглашения.

Однако в последние годы наметились изменения. На практике суды перестали применять ранее отмеченный принцип о «ненаследовании» обязательств родителей. В настоящее время наблюдается риск, что именно дети будут отвечать за деяния своих умерших родителей-начальников. К такому выводу в частности пришел суд в Амурской области, когда взыскал ущерб больше 270 миллионов с действующих при банкротстве компании руководителей, а также с наследника умершего к тому времени заместителя гендиректора.

Заметим, что вышеуказанный суд сначала не согласился предъявлять претензии к наследнику. Однако его решение отменил Верховный суд РФ, что и стало поводом к изменению правоприменительной практики. Адвокаты отмечают, что несмотря на немногочисленное количество подобных дел, встал достаточно серьезный юридический вопрос передачи служебных долгов по наследству, требующий детальных пояснений на законодательном уровне.