Что такое конкурентная разведка?
Сбор информации о предприятии, которое предоставляет такие же услуги, дает возможность принимать правильные решения относительно ведения своего бизнеса. Все что можно найти в открытых источниках, не нарушая буквы закона, анализ из полученной информации и выводы на их основе, называется конкурентная разведка.
Другие названия этого процесса: деловая, экономическая, аналитическая, маркетинговая, коммерческая разведка. Не следует путать с промышленным шпионажем. В отличие от него здесь применяются только легальные, юридически разрешенные методы.
Чаще всего методы конкурентной разведки применяются и быстро развиваются в случае кризисной или предкризисной ситуации в стране. Предприниматели, видя, что прибыль снижается, начинают применять наиболее эффективные методы экономической разведки в борьбе за рынки сбыта, чтобы знать намерения конкурентов. Как правило, такие методы помогают сохранить и развить свой бизнес, спастись в жесткой конкурентной борьбе.
Цели и задачи конкурентной разведки
Задачами бизнес-разведки являются:
- изучение конкурентной среды;
- опережение конкурентов в тендерах;
- оценить, как распределяется спрос между конкурентами;
- определение особенности товаров и услуг у конкурирующих организаций;
- использование ноу-хау в области технологий;
- как ведется маркетинговая политика участников рынка;
- как они ведут общение с поставщиками и потребителями;
- есть ли использование коррупции у конкурентов для достижения успеха;
- кто заинтересован в успешной работе (стейпхолдер) и, кто является бенефициром (получателем прибыли) у конкурента.
- Выявление каналов утечки информации.
Крупные фирмы имеют специальные отделы, которые постоянно проводят мониторинг не только в своей сфере бизнеса.
Другими направлениями для анализа являются:
- Изменение законодательной базы.
- Приоритеты в экономической и национальной политиках.
- Новые технические достижения.
- Новые технологии в данной или смежной сфере.
- Перспективы роста или снижения рынка.
- Наблюдение за решениями и шагами других участников рынка, в том числе и в смежных областях.
- Выявление источников финансирования конкурента и определение его финансовой устойчивости.
- Изучение и определения рентабельности выпуска товаров и соперников указывает направление для улучшения своих товаров и границы в которых можно конкурировать.
- Выявление планов технического развития конкурентов.
- Определение условий сотрудничества конкурентов с поставщиками и потребителями (знание условий сотрудничества есть возможность добиться для себя условий не хуже, чем у конкурентов).
- Использование опыта конкурентов для укрепления собственных позиций.
- Получение выгод от слияний и поглощений, подготовку к которым выявляется.
- Получение информации о товарах конкурентов, которые имеют уникальные потребительские свойства.
- Вероятные инструменты давления, которые может использовать противная сторона.
Кроме этих классических методов конкурентная разведка ищет и так называемую инсайдерскую информацию (точная информация, которая при обнародовании сильно повлияет на существующие на рынке цены). Примером является информация о принятии решения Центробанком об изменении процентной ставки. Знать заранее об таком изменении есть предпосылка для получения преимуществ над конкретными соперниками.
Некоторые полученные секретные данные могут помочь в судебных разбирательствах. Секретные данные полученные от политиков и чиновников могут дать преимущества в масштабах рынка.
Принципы конкурентной разведки.
Принципами конкурентной разведки являются:
- Целевая направленность – точная постановка целей, которые должны достигнуть при сборе и анализе информации.
- Полнота – нужная информация добывается абсолютно из всех источников информации.
- Прогнозируемость - возможность определить в каком направлении будет развитие.
- Постоянство – разведка ведется постоянно и дает возможность собрать базу данных о всех программах и мероприятиях, которые проводил конкурент.
- Изменяемость – требуется отслеживать все изменения у конкурентов и макросреде.
- Разумная достаточность – не следует заниматься сбором избыточной информации.
- Общность понятий – должно быть использование одинаково понятных терминов и определений.
- Доступность – необходимость использования всех источников для добычи и проверки правдивости информации.
- Познаваемость - определение причин и следствий изучаемых явлений.
- Наступательность – действия на опережения программ конкурентов.
- Своевременность – важная информация должна доходить до руководства своевременно.
Практические способы конкурентной разведки.
Все практические способы можно разделить на 3 части:
- Собственные силы. Создается отдел (даже из одного человека), который занимается сбором информации.
- Сторонние агентства. Это экономит средства, но увеличивает риски, что нанятых специалистов не перекупит конкурент и будет поставлять ложную информацию.
- Промышленный шпионаж.
Разведка собственными силами
Общих алгоритмов нет. Есть только общие рекомендации обращать внимание на источники информации:
- Сведения из открытых источников в рамках рекламных акций конкурентов.
- Сведения от клиентов конкурента (уличный опрос).
- Беседы с уволенными сотрудниками.
- Осуществление покупки с помощью тайного покупателя.
- Информация из третьих лиц (блоггеры, клиенты в Интернете, СМИ).
- Участия в публичных мероприятиях вместе с конкурентом.
Инструменты для самостоятельного сбора информации
Много информации для анализа легко получить в Интернете:
- Если организация крупная, то набрав ее название и дописав новости можно получить пакет информации для изучения в течении нескольких дней.
- Информация с сайта Службы судебных приставов. Это открытая официальная информация где можно узнать о наличии исполнительных производств против конкурента, долгов и т. д. Это поможет оценить его финансовое состояние.
- Открытые реестры (ЕГРИП ЕГРЮЛ). Из них, зная ИНН получим выписки базовой информации без посещения налоговой службы.
Обращение к стороннему агентству
Преимуществ от этого несколько:
- Будет дешевле чем формирование своего штата.
- Защита от подозрения со стороны конкурента.
- Даже если агентство будет заниматься промышленным шпионажем и его «накроют на горячем», то заказчик останется юридически чистым и не подвергнется санкциям.
Недостатки метода:
- Агентство дает только ту информацию, которую запрашивают и ничего больше.
- Есть риск получить недостоверные данные.
- Сотрудники могут неответственно отнестись к заданию, особенно если оплата не за конкретный результат.
- Невозможно контролировать работу агентства и возможна утечка информации с их стороны конкуренту о заказчике.
- Такие агентства работают по определенным шаблонам и не могут глубоко разбираться именно в Вашем сегменте рынка. У них нет возможности обратиться к узкому специалисту. Соответственно результаты будит ниже возможных.
Немного о практических методах промышленного шпионажа.
Промышленный шпионаж основан на незаконных методах получения секретной информации. Сотрудниками агентств конкурентной разведки часто становятся бывшие полицейские или работники спецслужб. Они широко пользуются как открытыми, так и серыми, и совсем незаконными методами шпионажа. Часто обращаются к бывшим коллегам, находящимся на службе для получения секретной информации с их помощью.
Это такие как:
- Подкуп лица, имеющего доступ к коммерческой информации, являющейся закрытой для общего пользования. Подкуп может быть и скрытым. Например, получение выгодного контракта, нескромные подарки, оплата образования или лечения.
- Шантаж работников, у которых есть доступ к секретной информации.
- Похищение промышленных образцов, чертежей и документации на изобретения и ноу-хау, похищение электронных носителей с базами данных.
- Внедрение агента на предприятие конкурента.
- Наем работников конкурирующей фирмы с заданием получить доступ к секретной информации.
- Наружное наблюдение и слежка за стационарными объектами или сотрудниками конкурирующей фирмы.
- Применение различных технических средств для получения информации (скрытая съемка, аппаратура звукового контроля, подключение к телефонным линиям связи и запись всех телефонных переговоров, хакерские атаки, взломы аккаунтов в социальных сетях).
- Фрикинг - незаконное проникновение в закрытые информационные системы.
- Анализ отходов. Например, компания Procter&Gamble одно время покупало «мусор» у уборщиков конкурирующей компании Unilever. Были примеры, когда вместо уничтожения архива мусорщики продавали его как макулатуру.
- Совершение диверсий на производстве конкурентов.
Промышленный шпионаж чаще является инструментом государства или очень крупных компаний. В их руках значительные ресурсы, позволяющие совмещать промышленный шпионаж и бизнес-разведку.
Средние и мелкие компании чаще обращаются к легальной коммерческой разведке. Ведь 85% информации специалист конкурентной разведки находит в открытых источниках. А если станет известно, что компания использует незаконные методы ведения бизнеса, то она его может и вовсе потерять. Клиенты отвернутся, банки перестанут выдавать кредиты, поставщики перестанут поставлять материалы. Достаточно 1-2 месяцев провала и вряд ли компания останется наплаву.
Архив записей
-
Виды мошенничества на предприятии
7 Мая 2020
-
Изменение в УК РФ по ст. 199
11 Мая 2020
-
Новый налог на банковские вклады
13 Мая 2020
-
Что может частный детектив?
20 Августа 2020